Поведенческие факторы

На продвижение в поисковых системах любого сайта большое влияние оказывают так называемые поведенческие факторы пользователей, поскольку владелец ресурса создает его и взаимодействует непосредственно с посетителями. От поведения пользователей сайта зависит его ранжирование в поисковых системах, посещаемость и, как следствие, выдача в ТОП или ниже. Кроме того, поведенческие факторы посетителей сайта напрямую влияют на продажи продвигаемых товаров и услуг.

Что такое поведенческие факторы

Поведенческие факторы по сути представляют собой некий набор действий посетителя на определённом сайте. К таковым относится вход на сайт, время пребывания, просмотр интересующих страниц, переход по внутренним или внешним ссылкам, возвращение на ресурс, а также совершение целевых действий, включая регистрацию на сайте, покупку товаров и услуг, оформление заявки и прочее. На сегодняшний день поисковые системы выдают результаты по поисковым запросам, на основе множества факторов, и один из самых весомых является поведенческий. Ресурсы с хорошей посещаемостью и юзабилити, при помощи привлечения уникальных пользователей выигрывают в этой конкурентной борьбе за выход в ТОП органического поиска.

Классификация поведенческих факторов

Принято использовать отдельные классы для поведенческих факторов, которые различают по:

  • поведение на страницах самого поиска, к которому относится частота поисковых запросов, переход по результатам органической выдачи и ссылкам, и т.д.;
  • метрическое поведение посетителя на сайте, к которому относится глубина просмотра, время пребывания, переход по внутренним и внешним ссылкам, отказы от просмотров определённых страниц, совершение целевых действий;
  • возвратные факторы, к которым относятся повторные визиты на интересующие его страницы и добавление его в закладки;
  • навигационные факторы, к которым относятся брендовые или витальные запросы, в том числе прямые входы на сайт;
  • непоисковые поведенческие факторы, к которым относится трафик с других сайтов и соцсетей.

Кроме того, поведение на сайте подразделяют по зависимости от поисковых запросов. К независимым относится, например, переход по рекламному объявлению в почте или при просмотре каких-либо страниц, не связанных с рекламным объявлением. Например, пользователь просматривает сайт по ремонту автомобиля в автосервисе и ему показывается реклама об отдыхе на море. Если его заинтересовало рекламное объявление, и оно сейчас отвечает его внутреннему запросу, хотя и неявному, то этот поведенческий фактор также имеет место быть.

Основные поведенческие факторы

К основным поведенческим факторам пользователей в сети принято относить:

  • посещаемость сайта — дает целостное представление о популярности и востребованности ресурса среди пользователей;
  • клики в выдаче поисковой системы — особенно учитываются первый и последний, поскольку считаются наиболее релевантными среди множества переходов;
  • время пребывания — показатель качества и удобства сайта для посетителей. Сайт с хорошей навигацией, юзабилити, контентом и интерфейсом способен намного дольше удерживать посетителей и возвращать их обратно;
  • глубина просмотра — показатель числа просмотренных страниц;
  • показатель отказов — негативный фактор, свидетельствующий о плохом качестве сайта для посетителей или о том, что ресурс не является релевантным поисковому запросу пользователя;
  • показатель возвратов — подтверждает популярность и востребованность ресурса.

Посещаемость и отказы

Среди перечисленных выше основных поведенческих факторов пользователей в сети особое внимание представляют два: посещаемость и количество отказов. Первый подсказывает владельцу ресурса о том, что он на правильном пути, а второй — о том, что сайт необходимо переформатировать. Оба показателя поведенческих факторов, впрочем, как и остальные, можно и нужно отслеживать при помощи специальных автоматизированных сервисов.

Ежедневная статистика помогает грамотно управлять сайтом и корректировать недочеты и ошибки, оперативно их устраняя и улучшая работу ресурса. Например, показатель посещаемости конкретных страниц поможет остальные страницу ресурса сделать более привлекательными и интересными для посетителей сайта. Количество отказов покажет, в каком месте сайт не соответствует ожиданиям посетителей и что мешает им совершить ожидаемое от них целевое действие.

Сбор информации о поведенческих факторах

Поисковые системы располагают несколькими источниками сбора информации о поведении пользователей. К первому источнику относится собственная выдача поисковика, в которой происходит мониторинг поведения пользователей непосредственно в процессе ввода поисковых запросов. Следующий источник — клики по сниппетам, то есть, по краткому описанию сайта под ссылкой. Поисковая система учитывает и эту информацию о поведенческих факторах посетителей, откуда делает соответствующие выводы о релевантности тех или иных ресурсов поисковым запросам.

Браузеры и тулбары также играют важную роль в оценке поведения пользователей сети. Эти полезные инструменты позволяют определить какие сайты больше всего нравятся посетителям, какие ссылки наиболее кликабельны, какие рекламные объявления самые привлекательные и многое другое.

Наконец, системы статистики и счетчики посещаемости помогают детальнее анализировать поведение посетителей сайта. Они позволяют оценить по каким ключевым фразам пользователи находят сайт, какие страницы просматривают, какие запросы имеют высокую конверсию, а какие низкую.